Паспорт урока
Учитель: Попов Алексей Николаевич
Школа: ГБОУ ООШ с. Новопавловка
Уровень: школьный
Предмет: физическая культура
Класс: 2
Тема урока: Комплексы физических упражнений
Дата: 17 ноября 2015 года.
Тип урока: образовательно-познавательной направленности
Место проведения: спортивный зал
Длительность: 40 минут
Технологии:
- здоровьесберегающая:
использование дозированных физических нагрузок, чередование интенсивности и релаксации в обучении;
- личностно-ориентированный подход:
формирование знаний по физической культуре, формирование двигательной подготовленности;
- проектный метод обучения:
стимулирует интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Форма организации познавательной деятельности: урок с применением метода проектов.
Цель: организация деятельности по восприятию, осмыслению необходимости выполнения комплекса упражнений утренней гимнастики.
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с порядком выполнения комплекса утренней гимнастики; освоить упражнения на развитие гибкости; формировать у учащихся координационные способности.
развивающая: укреплять здоровье обучающихся посредством развития физических качеств, координационных способностей; формировать умение общаться со сверстниками в игровой деятельности (коммуникативное УУД); развивать умение планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям (регулятивное УУД); развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме (познавательное УУД)
оздоровительная: содействовать достижению гармоничности в физическом развитии учащихся.
воспитательная: содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма, воспитывать упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями, развивать интеллект. (личностное УУД).
Программные требования:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Планируемые результаты обучения:
Предметные: понимание утренней гимнастики как средства организации здорового образа жизни, умение разрабатывать содержание комплекса утренней гимнастики и применять полученные знания и умения в проектной деятельности;
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; осознавать ответственность за общее дело; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности; извлекать из математических текстов необходимую информацию; использовать знаково-символические средства; строить логическую цепочку рассуждений
Программное содержание: Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития основных физических качеств.
Прикладная направленность : Утренняя гимнастика помогает организму быстрее проснуться, включиться в работу и лучше усвоить пищу. Благодаря утренней гимнастике человек получает заряд энергии на целый день. Физическая активность с утра приносит большую пользу: нормализуется обмен веществ, улучшается кровообращение, поддерживает мышцы в тонусе.
Организация пространства: индивидуальная работа, парная и групповая работа.
Наглядность: фрагмент мультфильма, плакаты с комплексами физических упражнений, образцы комплексов утренней гимнастики.
Оборудование: Мультимедиа, секундомер.
Материалы для практической работы: клей, набор карточек физических упражнений, ключи - подсказки
Этапы
учебного
занятия |
Содержание
учебного
материала |
Деятельность |
Универсальные учебные действия |
Методы и приемы обучения |
учителя |
учеников |
1-й этап ВЫЗОВ.
«Организационно-мотивационный»
Задачи:
- актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;
- создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении
в учебную деятельность |
- Здравствуйте, ребята! Я рад видеть на своем уроке таких подтянутых, спортивных, красивых учеников!
Вы, конечно же, узнали, из какого мультфильма прозвучала музыка, под которую вы вошли в зал?
- Да, это песенка мартышки из мультфильма «38 попугаев».
Кто помнит слова припева?
- Девизом нашего урока и станут слова этой песни: «Ужасно интересно всё то, что неизвестно». |
Проверка готовности к уроку.
Создаёт ситуацию для самоопределения обучающихся и принятия ими цели урока.
|
Проявление интереса к материалу изучения.
Под музыку из м/ф дети входят в зал.
Построение.
Приветствие.
|
Личностные:
Проявление положительного отношения к учебной деятельности, формирование мотивации к учению.
|
|
Формулирование темы урока |
Как вы думаете, а какая тема нашего занятия сегодня?
Подсказка: как назывался мультфильм, фрагмент которого мы смотрели на предыдущем уроке?
Конечно, тема занятия – комплексы физических упражнений и сегодня мы узнаем много нового.
После разминки «Прогулка в джунглях» мы вместе определим цель нашего занятия.
(Приложение 1.)
|
Устанавливает тематические рамки
|
Выдвигают вариан-ты формулировок тем, участвуют в их обсуждении. Выпол-няют разминку в движении по кругу, имитируя движения зверей. По ходу выполнения заданий в ходьбе и беге к учителю приглаша-ется обучающийся, который дает оценку выполнения двига-тельного действия. |
Регулятивные:
Использовать имеющиеся знания и опыт
Познавательные Распознавать и называть двигательное действие. |
Мозговой штурм (индивидуальный парный, групповой) |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.
Задачи:
- создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксиро-вание учащимися индивидуального затруднения;
- выявить место (шаг, операцию) затруднения. |
Проверим ваше состояние: измерим пульс на сгибе кисти за 10 секунд.
- Если ваш пульс не превышает 15-20 ударов, то мы можем продолжить занятие. У кого пульс в этих пределах – поднимите правую руку вверх.
- Итак, на доске я прикрепил несколько карточек. Внимательно посмотрите и определите – это комплексы упражнений или нет? Почему вы так решили?
- Определите, какой из них - зарядка?
- Хлопните в ладоши, если вы согласны с тем, что этот комплекс упражнений - зарядка.
- Хорошо, проверим. На обратной стороне карточки – правильный ответ. Переворачиваем…
Молодцы, ребята!
- А как ещё можно назвать зарядку? (утренняя гимнастика).
- А что такое утренняя гимнастика? (определение с помощью ключей -подсказок).
- Молодцы! А сейчас новая подсказка для определения цели урока. |
Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний:
|
Выполняют дыхательные упражнения. Садятся на скамейку.
Измеряют пульс за 10 секунд.
На доске – карточки с комплексами упражнений, среди которых только один является комплексом утренней гимнастики.
Учащиеся определяют, какой из комплексов является зарядкой.
Дают определение утренней гимнастики с помощью ключей подсказок. |
Познавательные Осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме.
Регулятивные: Пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний:
находить закономерности
Использовать имеющиеся знания и опыт.
|
Прием “Корзина идей” |
2-й этап ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
Проектная деятельность:
Поисково-исследовательский этап (проблематизация и целеполагание)
Задачи:
- создать условия для составления совместного плана действий;
- организовать уточнение следующего шага учебной деятельности.
|
Просмотр фрагмента мультфильма «Зарядка для хвоста»
- Ребята, мартышке скучно и неинтересно выполнять упражнения зарядки. А вы знаете ребят или взрослых, которые не любят делать утром зарядку?
- Почему как вы думаете, они не выполняют комплекс утренней гимнастики?
- Чтобы вы ответили мартышке и таким ребятам, если бы они попросили вас помочь им составить такой комплекс утренней гимнастики, от которого бы поднималось настроение, и захотелось бы заниматься физическими упражнениями ещё больше?
- Тем более что, наверное, такие и среди вас найдутся!
Не отвечайте, пусть это будет нашим общим большим секретом.
- Итак, цель ясна? |
Создает коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог.
|
Просматривают видеозапись.
Отвечают на поставленные вопросы.
Определяют цель урока. |
Регулятивные Формирование
целей-мотивов учебной деятельности.
Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
|
|
Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Задачи:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- закрепить новое знание в речи и знаках;
- зафиксировать преодо-ление возникшего затруднения |
- А что нужно знать, чтобы составить комплекс утренней гимнастики?
- Какие материалы нам понадобятся?
- Как вы оформите и представите свой проект?
- Зная определение зарядки, используя плакат-образец утренней гимнастики, карточки упражнений и заготовку проекта, вы без сомнения легко справитесь с заданием: составите комплекс утренней гимнастики.
- Для нашего исследования объединяемся в две группы: я предлагаю создать группу мальчиков и группу девочек. |
Контролирует деятельность обучающихся и |
Коллективно обсуж-дают этапы плана работы. Анализи-руют полученные ранее знания и навы-ки по предмету.
Определяют необхо-димые материалы для работы над проектом, способы представления проекта, необходи-мые знания и навыки по выполнению фи-зупражнений. Опре-деляют, каким спо-собом будут объеди-няться в группы: расчёт на 1-2; по считалке. Объеди-няются в 2 группы. |
Личностные:
Осознание труд-ностей и стрем-ление к их преодолению
Познавательные
Формировать навыки поиско-вой деятельнос-ти. Способность действовать с позиции содер-жания предмета.
Коммуникативные
Формировать умение учебного сотрудничества и коллективного обсуждения проблем, предположений. |
Практическая работа |
Реализация плана - исследование |
- Группы исследователей! Прослушайте внимательно инструктаж:
1.Будьте вежливы с товарищами в группе. Умейте выслушать мнение каждого внимательно.
2. Выберите руководителя группы, который поможет вам организовать работу: распределит роли, даст каждому задание.
3. Каждый в группе должен внимательно изучить содержимое «Набора исследователя», который лежит перед вами, и активно участвовать в работе.
4. Придя к единому мнению, оформите свою работу. Для этого в «наборе исследователя» найдите заготовку проекта.
5. Выберете способ показа продукта проекта: договоритесь, как вы представите свой проект. Есть несколько вариантов, но вы можете выбрать свой.
1-й вариант – один человек показывает упражнение, проговаривает счет для выполнения, а все остальные выполняют.
2-й вариант – упражнения выполняют все, но ведущие меняются.
Итак, за работу! Даю вам время – 7 минут. |
Организует практическую работу в группах.
Даёт инструкцию по проведению исследования
|
Получают необходи-мый для исследова-ния материал: плакаты – образцы «Утренняя зарядка», карточки с физичес-кими упражнениями; заготовку проекта, клей. Проводят исследование по теме проекта в груп-пах: осуществляют поиск, отбор и ана-лиз нужной инфор-мации; эксперимен-тируют, находят пути решения возни-кающих проблем, открывают новые для себя знания. Используют полу-ченные средства, знания и навыки для выполнения задания.
Обобщают результа-ты исследования.
Самостоятельно сос-тавляют заготовку проекта. |
Познавательные Использовать знаково-символические средства, формировать умения и навыки отбора необходимой информации.
Коммуникативные :
Учитывать разные мнения, координировать в сотрудничест-ве разные позиции
Регулятивные
Координировать работу в соответствии со строго определённым временем |
|
Представление продукта проекта |
- Уважаемые исследователи, время вышло, представьте отчет о проделанной работе.
- Какая группа готова первой продемонстрировать свой проект?
- Приглашаю для выступления вторую группу. |
|
Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время показа комплекса утрен. гимнастики.
Представляют про-дукт проектной дея-тельности – комп-лекс утрен.гимнасти-ки. Самостоятельно выполняют комп-лекс упражнений утрен. гимнастики. |
Коммуникативные Взаимодействовать с партнёром, инициативно сотрудничать в представлении продукта проекта .
Личностные Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений. |
|
3-й этап
РЕФЛЕКСИЯ И САМООЦЕНКА
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Задачи:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию |
- Ребята, как вы себя чувствуете сейчас?
Если вы полны сил и энергии – попрыгайте на месте 5 раз, если вы устали – присядьте.
- Какое у вас настроение? Если весёлое – помашите руками, поднятыми вверх, грустное – спрячьте руки за спину.
- Что вы испытывали, когда работали над проектом? Если вы испытывали трудности – потопайте ногами, было легко – похлопайт..
- Оцените свою работу в группе над проектом. Вы приложили максимум усилий, помогали товарищам, были доброжелательным – обни-мите себя крепко-крепко. Если вы решили, что могли бы работать над проектом лучше – переплетите руки крестом на уровне груди. |
Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.
|
Анализируют свою деятельность (оценивают свои достижения, чувства и эмоции, возникшие в ходе и по окончании работы).
Отвечают на вопросы, выполняя действия, в зависимости от своего ответа. |
Личностные Рефлексия способности организовать творческую работу.
Рефлексия мотивации, способов деятельности, общения.
Регулятивные Самооценивание |
Прием “ Толстые и тонкие вопросы”
|
- Ребята, вы справились с поставленной задачей – комплексы зарядки были оригинальны, выполнять их вам было весело и легко. Молодцы!
- Как вы думаете, если вы будете выполнять один и тот же комплекс утренней гимнастики каждый день, что случится?
- Вам станет скучно?
- Чтобы не пропало желание выполнять зарядку по утрам, комплексы нужно менять через 2-3 недели.
Я предлагаю вам самостоятельно дома составить комплексы утренней гимнастики, которые будут состоять из самых любимых вами упражнений.
Где можно и как использовать составленные вами комплексы?
– Из ваших проектов мы создадим сборник «Комплексы утренней гимнастики учащихся». Каждый из вас сможет воспользоваться им для составления индивидуального комплекса зарядки.
А самые лучшие проекты можно представить на конкурсе исследовательских работ
Думайте, решайте и не забывайте: «ужасно интересно всё то, что неизвестно».
До свидания! |
|
Определяют перспективы выполненного проекта, планируют на будущее. |
Личностные Прогнозирование.
Определение внутренней позиции школьника |
|
Заместитель директора по УР ________________________ /__Кудинова Н.В. _/
Приложение 1.
Разминка «Прогулка в джунглях».
Учитель: Дети, вы бывали когда-нибудь в джунглях? (Дети отвечают)
- Вы хотите там побывать? (Дети отвечают)
- Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие, прогулку в джунгли. Для этого мы сделаем большой круг и под весёлую музыку будем выполнять упражнения (строятся в круг).
1. «Проснулись» (трём кулачками глаза).
2. «Потянулись» (потягиваемся, ручки вверх).
3. «Умылись» (умываем лицо).
4. «Почистили зубы» (чистим зубки).
5. «Причесались» (одну ладошку держим как зеркало, а второй рукой причёсываемся).
- Теперь мы красивые, чистые и причёсанные летим в джунгли.
6. «Самолёт» (руки расставили в стороны, бежим на полупальцах по кругу).
- Наш самолет приземлился и теперь мы идем пешком.
7. «Маршировка» (маршируем, высоко поднимая колени).
8. «Перепрыгиваем через кусты» (выполняем высокие подскоки).
9. «Пролезаем под упавшими деревьями» (идем в полном присяде).
10. «Пролезаем через зелёные тоннели» (упражнение «каракатица» - руки и ноги на полу и в таком положении двигаемся).
- В джунглях очень много животных и мы, конечно, с ними встретимся.
11. «Бегемот» (изобразить бегемота: положить одна на другую ладони, слегка округлив и расположив их в горизонтальной плоскости, раскрыть ладони, изображая пасть бегемота; руки не разъединяются только в области запястий).
12. «Обезьяны» (кричим как обезьяны и бъём себя в грудь; прыгаем то на правой, то на левой ножке, а руками чешем себе бока).
- Обезьяны очень любят бананы и ананасы.
13. «Банан» (соединяем вверху ладони и идем на высоких полупальцах).
14. «Ананас» ( присели, а две растопыренные ладони приставили к голове).
- В речках водятся крокодилы.
15. «Крокодил» (прямые руки соединяем и открываем, поворачиваемся вокруг себя).
16. «Слоны» (идем на пяточках, ладошки положили за голову: машем локтями как ушками; наклоны головы вперед-назад, вправо-влево).
- В джунглях есть страшные тигры и мы от них убегаем.
17. «Тигры» (бег с захлестыванием ног назад; громко кричим).
Учитель: Дети, мы здорово отдохнули, прогулялись и теперь с хорошим настроением возвращаемся домой (маршируем по кругу).